МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 23

 186790, Республика  Карелия г. Сортавала, Карельская, 32

8(81430) 4-63-38

kompleks2300@mail.ru

   
 

 

 

Образование

Образовательные программы

  • Образовательная программа дошкольного образования
    • Наименование Образовательная программа дошкольного образования
      Программа является адаптированной нет
      Государственная аккредитациянет
      Языки, на которых осуществляется обучение русский
      Уровень образования не указан
      Нормативный срок обучения 6 лет
      Форма обучения очная

      Информация о численности обучающихся

      Общая численность обучающихся 1225
      Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
      Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
      Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 1225
      Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
      Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами 7
      Образовательная программа дошкольного образования
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано

      Описание образовательной программы

            Образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад № 23 «Ладушки» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования, с учётом особенностей региона, муниципалитета и образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников.

             Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольноговозраста от 1,5 до 7 лет и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

             Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

      • социально - коммуникативное развитие;
      • познавательно развитие;
      • речевое развитие;
      • художественно-эстетическое;
      • физическое развитие.

            Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

             Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

             Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

             Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

               Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

            Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

            Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

            Содержание обязательной части Программы выстроено на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

      Цель Программы - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

          Содержание части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, включает в себя реализацию парциальной программы Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» и рабочих программ:

      • «Карелия моя»
      • «Разговор о правильном питании»

      Разработанных на основе следующих методических пособий:

      • «Карелия – моя малая родина»: методическое пособие для педагогов ДОУ по работе с детьми дошкольного возраста: [сборник материалов Республиканской педагогической конференции, посвященной Дню работников дошкольного образования, Петрозаводск, 27.09.2012 / сост.: Е.Д. Макарова]
      • Программа «Разговор о правильном питании» автор Безруких М. М. и др.

         Результаты реализации Программы представлены в виде целевых ориентиров:

      • У ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества.
      • Ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими.
      • Ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены.
      • Ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности.
      • Ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности.
      • Ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности.
      • Ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта.
      • Ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
      • Ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям.
      • Ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
      • Ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами.
      • Ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации.
      • Ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку.
      • Ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе.
      • У ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью.
      • Ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие).
      • Ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии.
      • Ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу.
      • Ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями.
      • Ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев.
      • Ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное.
      • Ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней.
      • Ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности.
      • Ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве.
      • Ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы  в свободной художественной деятельности.
      • Ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах.
      • Ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнёров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре.
      • Ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками.
      • Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.

      Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

            Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – формирование педагогического партнёрства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации.

           Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

           В основу совместной деятельности семьи и детского сада положены следующие принципы:

      • Единый подход к процессу воспитания ребёнка.
      • Открытость дошкольного учреждения для родителей.
      • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
      • Сотрудничество, а не наставничество.
      • Индивидуальный подход.
      • Вариативность.
      • Динамичность.

      Учебный план

      Учебный план — нормативный документ, фиксирующий распределение образовательной нагрузки на пятидневную рабочую неделю по организации педагогами двигательной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста. Количество регламентированной образовательной деятельности соответствует требованиям СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и здоровья детей и молодежи" от  01.01.2020г.

      Календарный учебный график

      Аннотации к рабочим программам, рабочие программы

  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ТНР
    • Наименование Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ТНР
      Программа является адаптированной да
      Государственная аккредитациянет
      Языки, на которых осуществляется обучение русский
      Уровень образования не указан
      Нормативный срок обучения 4 года
      Форма обучения очная

      Информация о численности обучающихся

      Общая численность обучающихся 43
      Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
      Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
      Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 44
      Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
      Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами 0
      Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ТНР
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано

      Описание образовательной программы

      Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа) МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 23 (далее – ДОУ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена Приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 24.11.2022 года № 1022).

      Программа учитываетособенности психофизического развития детей, их индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию данной категории воспитанников.

      Программа реализуется в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 3 до 7 лет. Коррекционное направление работы в данной группе является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей, обеспечение их разностороннего гармоничного развития.

      Построение системы коррекционно-развивающей работы предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников по пяти основным образовательным областям:

      ·«Социально-личностное развитие»

      · «Познавательное развитие»

      · «Речевое развитие»

      · «Художественно-эстетическое развитие»

      · «Физическое развитие»

      В области социально-коммуникативного развития ребенка с ТНР, с учётом его психофизических особенностей, в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

      • усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
      • развития общения и взаимодействия ребенка с ТНР с педагогическим работником и другими детьми;
      • становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
      • развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
      • формирования готовности к совместной деятельности с другими детьми и педагогическим работником,
      • формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся и педагогических работников в Организации;
      • формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;
      • формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
      • развития коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР;
      • развития игровой деятельности.

      В образовательной области «Познавательное развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:

      • развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
      • формирования познавательных действий, становления сознания;
      • развития воображения и творческой активности;
      • формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
      • формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
      • развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.

      В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:

      • овладения речью как средством общения и культуры;
      • обогащения активного словаря;
      • развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
      • развития речевого творчества;
      • развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
      • знакомства с книжной культурой, детской литературой;
      • развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
      • профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

      В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:

      • развития у обучающихся интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
      • развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
      • приобщения к разным видам художественноэстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

      В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

      • становления у обучающихся ценностей здорового образа жизни;
      • овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек);
      • развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
      • приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
      • формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

      Программа реализуется на русском языке, государственном языке Российской Федерации.

      Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

      Содержание обязательной части Программы выстроено на основе Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

      В обязательную часть Программы включена Программа воспитания, которая состоит из 3 разделов: целевой, содержательный, организационный.

      Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие дошкольников с ТНР и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

      1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
      2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
      3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

      Задачи воспитания обучающихся с ТНР в условиях ДОУ являются:

      1. формирование общей культуры личности обучающихся, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
      2. формирование доброжелательного отношения к детям с ТНР и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
      3. обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей);
      4. обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия обучающихся с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
      5. расширение у обучающихся с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;
      6. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающихся с ТНР;
      7. охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их эмоционального благополучия;
      8. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

      Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (1 год - 3 года, 3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и с учетом психофизических особенностей обучающихся с ТНР.

      ДОУ определяет следующие приоритетные направления воспитательной работы:

      • патриотическое направление воспитания
      • социальное направление воспитания
      • познавательное направление воспитания
      • физическое и оздоровительное направление воспитания
      • трудовое направление воспитания
      • этико-эстетическое направление воспитания

      В части Программы, формируемой участниками образовательныхотношений, представленарабочая программа «Готовим пальчики к письму» (далее – рабочая программа).

      Реализация рабочей программы направлена на развитие мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи к овладению письмом.

      Календарный план воспитательной работы является частью организационного раздела Программы. Календарный план воспитательной работы составлен на основе Программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы. В него включены мероприятия по ключевым направлениям развития воспитания. Построение воспитательного процесса с помощью календарного плана даёт возможность достичь планируемых результатов освоения рабочей программы воспитания.

      Учебный план

      Календарный учебный график

  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ЗПР
    • Наименование Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ЗПР
      Программа является адаптированной да
      Государственная аккредитациянет
      Языки, на которых осуществляется обучение русский
      Уровень образования не указан
      Нормативный срок обучения 5 лет
      Форма обучения очная

      Информация о численности обучающихся

      Общая численность обучающихся 26
      Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
      Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
      Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 25
      Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0
      Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами 0
      Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ЗПР
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано
      не указано

      Описание образовательной программы

      Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 23 разработана в соответствии разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 года № 1022).

      Программа адаптирована для обучения детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

      Программа реализуется в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в возрасте от 2 до 7 лет.

      Коррекционное направление работы в группе компенсирующей направленности является приоритетным, так как целью его является развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности, социальная адаптация и формирование готовности к обучению в школе.

      Построение системы коррекционно-развивающей работы предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников по пяти основным образовательным областям:

      ·«Социально-личностное развитие»

      · «Познавательное развитие»

      · «Речевое развитие»

      · «Художественно-эстетическое развитие»

      · «Физическое развитие»

      «Социально-коммуникативное развитие» обучающихся с ЗПР в соответствии со Стандартом направлено на:

      • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
      • формирование представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;
      • развитие общения и взаимодействия ребенка с другими детьми и педагогическим работником;
      • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся в ДОУ;
      • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
      • поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности, обучающихся в различных видах деятельности;
      • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
      • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

      Цели, задачи и содержание области "Социально-коммуникативное развитие" обучающихся дошкольного возраста в условиях ДОУ представлены следующими разделами:

      1. Социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое воспитание. Ребенок в семье и сообществе;
      2. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
      3. Формирование основ безопасного поведения.

      «Познавательное развитие» обучающихсяс ЗПР направлено на:

      • формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности,
      • усвоение и обогащение знаний о природе и обществе;
      • развитие познавательных интересов.

      Стандарт определяет цели, задачи и содержание познавательного развития обучающихся дошкольного возраста в условиях ДОУ, которые можно представить следующими разделами:

      1. сенсорное развитие;
      2. развитие познавательно-исследовательской деятельности;
      3. формирование элементарных математических представлений;
      4. формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

      Общие задачи:

      • сенсорное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере и способах обследования объектов и предметов окружающего мира; формировать сенсорную культуру;
      • развитие познавательноисследовательской, предметно-практической деятельности: формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивать познавательно-исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) деятельность;
      • формирование элементарных содержательных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях); формировать первичные математические представления;
      • формирование целостной картины мира, расширение кругозора: формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях; поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной и познавательной деятельностях.

      Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР:

      • развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами;
      • формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;
      • формирование мотивационнопотребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания;
      • развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;
      • развитие познавательной активности, любознательности;
      • формирование предпосылок учебной деятельности.

      «Речевое развитие»обучающихся с ЗПР в соответствии со Стандартомвключает:

      • владение речью как средством общения и культуры;
      • обогащение активного словаря;
      • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
      • развитие речевого творчества;
      • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

      Еще одно направление - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. На этапе подготовки к школе требуется формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

      В качестве основных разделов можно выделить:

      1. развитие речи;
      2. приобщение к художественной литературе.

      Связанные с целевыми ориентирами задачи представлены в Стандарте:

      • организация видов деятельности, способствующих развитию речи обучающихся;
      • развитие речевой деятельности;
      • развитие способности к построению речевого высказывания в ситуации общения, создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи;
      • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в речевом общении и деятельности;
      • формирование мотивационнопотребностного, деятельностного, когнитивно-интеллектуального компонентов речевой и читательской культуры;
      • формирование предпосылок грамотности.

      Общие задачи:

      • развитие речевого общения с педагогическим работником и другими детьми: способствовать овладению речью как средством общения; освоению ситуативных и внеситуативных форм речевого общения с педагогическим работником и другими детьми;
      • развитие всех компонентов устной речи обучающихся: фонематического восприятия; фонетикофонематической, лексической, грамматической сторон речи;
      • формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога;
      • практическое овладение нормами речи: развитие звуковой и интонационной культуры речи;
      • создание условий для выражения своих чувств и мыслей с помощью речи, овладение эмоциональной культурой речевых высказываний
      • Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР:
      • формирование функционального базиса устной речи, развитие ее моторных и сенсорных компонентов;
      • развитие речевой мотивации, формирование способов ориентировочных действий в языковом материале;
      • развитие речи во взаимосвязи с развитием мыслительной деятельности;
      • формирование культуры речи;
      • формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

      «Художественно-эстетическое развитие» детей с ЗПР направлено на:

      • формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
      • воспитание интереса к художественнотворческой деятельности;
      • развитие эстетических чувств обучающихся, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественнотворческих способностей;
      • развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности;
      • удовлетворение потребности обучающихся в самовыражении.

      Задачи художественно-эстетического развития реализуются по следующим направлениям:

      1. "Художественное творчество";
      2. "Музыкальная деятельность";
      3. "Конструктивно-модельная деятельность".

      Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР:

      • формирование познавательных интересов и действий, наблюдательности ребенка в изобразительной и конструктивной видах деятельности;
      • развитие сенсомоторной координации как основы для формирования изобразительных навыков; овладения разными техниками изобразительной деятельности;
      • развитие художественного вкуса;
      • развитие разных видов изобразительной и конструктивной деятельности;
      • становление эстетического отношения к окружающему миру и творческих способностей;
      • развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;
      • формирование основ художественноэстетической культуры, элементарных представлений об изобразительном искусстве и его жанрах;
      • развитие эмоционального отношения, сопереживания персонажам художественных произведений;
      • формирование представлений о художественной культуре малой родины и Отечества, единстве и многообразии способов выражения художественной культуры разных стран и народов мира.

      В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, особых потребностей и возможностей здоровья обучающихся указанное содержание дифференцируется.

      «Физическое развитие» детей с ЗПР направлено на:

      • приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; движений, способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьбы, бега, мягких прыжков, поворотов в обе стороны);
      • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
      • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
      • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

      Цели, задачи и содержание представлены двумя разделами:

        1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
        2. Физическая культура.

      Программа реализуется на русском языке,  государственном языке Российской Федерации.

      Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

      Содержание обязательной части Программы выстроено на основе Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

       

      В обязательную часть Программы включена Программа воспитания, которая состоит из 3 разделов: целевой, содержательный, организационный.

      Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие дошкольников с ЗПР и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

      1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
      2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
      3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

      Задачи воспитания обучающихся с ЗПР в условиях ДОУ являются:

      1. формирование общей культуры личности обучающихся, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
      2. формирование доброжелательного отношения к детям с ЗПР и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
      3. обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей);
      4. обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия обучающихся с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
      5. расширение у обучающихся с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;
      6. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающихся с ЗПР;
      7. охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их эмоционального благополучия;
      8. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

      Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (1 год - 3 года, 3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.

      ДОУ определяет следующие приоритетные направления воспитательной работы:

      • патриотическое направление воспитания
      • социальное направление воспитания
      • познавательное направление воспитания
      • физическое и оздоровительное направление воспитания
      • трудовое направление воспитания
      • этико-эстетическое направление воспитания

       

      В части Программы, формируемой участниками образовательныхотношений, представленарабочая программа «Готовим пальчики к письму» (далее – рабочая программа).

      Реализация рабочей программы направлена на развитие мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет с задержкой психического развития к овладению письмом.

      Календарный план воспитательной работы является частью организационного раздела Программы. Календарный план воспитательной работы составлен на основе Программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы. В него включены мероприятия по ключевым направлениям развития воспитания.Построение воспитательного процесса с помощью календарного плана даёт возможность достичь планируемых результатов освоения рабочей программы воспитания.

      Учебный план

      Календарный учебный график

Лицензия на осуществление образовательной деятельности



Методические материалы